Как Одесскому НПЗ не повезло с владельцем

Империя младоолигарха Сергея Курченко под названием "Восточно-европейская топливно-энергетическая компания" (ВЕТЭК) пришла к своему закату. Со сменой власти в стране протеже "Семьи" довольно быстро ретировался в другую страну, но оттуда его управление группой нельзя назвать эффективным. И если крах Брокбизнесбанка был лишь первым сигналом конца, то окончательный крест на ВЕТЭК поставила история Одесского нефтеперерабатывающего завода (ОНПЗ), которая сама по себе довольно примечательна.

Российские корни

До Курченко владельцем ОНПЗ являлась компания "Лукойл" Вагита Алекперова – один из лидеров нефтебизнеса в России. До октября 2010 года завод худо-бедно работал, однако после встал на плановый ремонт, из которого уже не вышел. В том году завод снизил объемы переработки на 29,4% в сравнении с 2009, до 1,4 млн тонн. С учетом того, что его проектная мощность позволяет перерабатывать 2,8 млн тонн сырья, в год остановки предприятие обвалило производство вполовину своей технической возможности. Причины остановки тогда оглашались такие: не лучшая ситуация на украинском рынке нефтепродуктов, а также изменение схемы поставок сырья.

Проблема поставок была проста: ранее ОНПЗ получал нефть по трубам "Приднепровских магистральных нефтепроводов". А вот в 2010 по ним стали прокачивать азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ в Полтавской области, контролируемый группой "Приват" Игоря Коломойского, который поссорился с поставщиками и тем самым втянул в конфликт и своего прямого конкурента, заблокировав ему поставки.

После и правительство, и "Лукойл" не единожды поднимали вопрос запуска завода. При этом компания Алекперова даже намеревалась начать поставки казахской нефти посредством ж/д сообщения. В 2011 году тогдашний глава Минэнерго Юрий Бойко даже поручил создать рабочую группу по запуску одесского завода, но воз и ныне там. До 2013 вопрос не решился. И вот в феврале прошлого года министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявляет, что завод заработает в марте. Запуск ОНПЗ тогда так и не состоялся, а произошло совершенно другое значимое для предприятия событие.

26 февраля в СМИ впервые прозвучала информация о том, что почти неизвестная на топливном рынке компания – "Газ Украины 2009" – положила глаз на завод. При этом в кулуарах источниками назывались немалые суммы, за которые россияне согласились бы избавиться от мертвого актива – около 250 млн долл. В итоге 99,57% акций ПАО "ОНПЗ" отошли новосозданной компании ВЕТЭК, а сделка была закрыта в начале июля прошлого года. Исходя из ответов самого Курченко в интервью журналу "Форбс", можно сделать вывод, что приобретение ОНПЗ обошлось харьковскому предпринимателю примерно в 125 млн долл. Впрочем, реальную цену предприятия так и не удалось узнать – на рынке полупрозрачный ответ олигарха назвали заниженным по причине того, что "Лукойл" до продажи вложил в модернизацию оборудования около 160 млн долл., и продавать актив по заниженной цене явно не входило в планы г-на Алекперова.

Нефтяные дорожки

У Курченко тем временем пообещали запустить завод и даже заключили в апреле все с тем же "Лукойлом" контракт на поставки сырья на сумму 1,98 млрд долл. сроком на один год, по которому в среднем за месяц предприятие должно получать 180-200 тыс. тонн тяжелой нефти сорта Urals. Ставку в ВЕТЭК при этом сделали на морскую перевалку, осуществляемую в Одесском торговом морском порту. Стоит отметить, что на официальном сайте ОМТП указано, что перевалку в его нефтегавани производят три оператора: ОАО "Эксимнефтепродукт", ОАО "Одеснефтепродукт", ЗАО "Синтез Ойл". Первые два, по информации СМИ, входят в сферу интересов группы Игоря Коломойского. А "Синтез Ойл" связывают с бизнесменом Александром Жуковым, который тесно сотрудничает с Коломойским в британской нефтяной компании JKX Oil&Gas.

Казалось бы, проблема с поставками решена. Однако завод достаточно долго простаивал. Слухи о его запуске возникали в прессе с завидной регулярностью, но дальше разговоров дело не шло. Но 12 сентября танкер Intisar под флагом Мальты, прибывший из Новороссийска, пришвартовался у причала №2 нефтегавани Одесского морского торгового порта. На борту у него находилось 79,9 тыс. тонн нефти, которая предназначалась для Одесского НПЗ. Однако последний не спешил начинать переработку – старт крекинга на предприятии начался только в конце сентября, хоть в управляющей компании и уверяли в том, что в начале октября завод был готов к первым поставкам сырья на рынок. К слову, объемы потребления светлых нефтепродуктов в Украине в прошлом году составили 9,9 млн тонн. ОНПЗ с его глубиной переработки в 51% и способностью производить количество бензина и дизельного топлива в соотношении 30/70 в годовом объеме мог занять нишу в 9% и 14% украинского потребления, с 840 тыс. тонн ДТ и 360 тыс. тонн бензина качества Евро-5.

И с этого началось самое интересное. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в 2013 году Одесский НПЗ переработал 345,6 тыс. тонн нефтяного сырья, выпустив 17,4 тыс. тонн бензинов, 53 тыс. тонн дизельного топлива и 126 тыс. тонн мазута. И кому-то же он должен был это продать. В конце января 2014 в "Лукойле" признались, что приобрели пробную партию ДТ производства ОНПЗ объемом 1 тыс. тонн, однако от дальнейших поставок отказались. На остальной товар, впрочем, Курченко покупателя найти удалось. Одесский завод способен из 200-235 тыс. тонн нефти получать около 50-60 тыс. тонн вакуумного газойля и примерно столько же мазута в месяц, и покупать его согласились два крупнейших мировых нефтетрейдера — Vitol и Trafigura.

Революционное раскулачивание

При всем показном успехе контрактов ВЕТЭК категорически не везло с условиями. Завод был переведен в режим рециркуляции с 1 февраля из-за отсутствия сырья для переработки. Погода, установившаяся в Одесском порту, не позволяла подойти танкеру и произвести переналивку сырья. В середине месяца завод все же заработал, однако его постигла новая напасть. 25 февраля на завод Курченко пришли гости. В этот день Управление по борьбе с экономической преступностью начало проверку по обращению народного депутата Инны Богословской о причастности предприятия к схемам по контрабанде нефтепродуктов по статье "Злоупотребление властью". Двумя днями ранее И.Богословская в ходе выступления в сессионном зале Верховной Рады призвала Генпрокуратуру возбудить уголовное дело по факту контрабанды около 100 тыс. тонн нефтепродуктов фирмами Сергея Курченко. "Мы просим СБУ и ГПУ срочно арестовать эти активы", – заявила она. С приходом гостей из УБЭП завод был опечатан.

Тем не менее эксперты рынка советуют не особо сокрушаться по поводу выпадения завода из обоймы. "Завод начал работать всего несколько месяцев назад, и его доля на рынке составила около 5%. Скорее всего, этот объем будет заполнен за счет импорта топлива. По большому счету, не стоит ожидать существенных изменений на рынке", – говорит аналитик компании UPECO Александр Сиренко.

Впрочем, пока не ясна дальнейшая судьба завода. По информации "Коммерсант-Украина", Сергей Курченко сейчас занят попыткой решить вопрос долгов за поставки нефти на НПЗ. "Лукойл" и "Роснефть" Игоря Сечина до сих пор, похоже, оплаты за поставки не получили. Долг перед компанией Сечина перевалил за 150 млн долл., что вполне сопоставимо со стоимостью покупки актива. В издании также допускают то, что одесский завод может быть передан компании за долги. Таким образом, предприятие дополнит обойму нефтеперерабатывающих компаний в Украине, в которую уже входит запускаемый летом Лисичанский НПЗ (работающий, к слову говоря, по толлинговой схеме и в основном для российского рынка).

Однако есть и другие мнения. Источник, близкий к правительству, сообщил, что Одесский завод в связи с производством по контрабандному делу будет национализирован и перепродан другому собственнику. В качестве интересанта собеседник называет Игоря Коломойского, который сможет поставить завод в связку со своим Кременчугским активом. Но как к подобному повороту событий отнесутся в "Роснефти" и банке ВТБ, в залоге у которого пребывает имущество ПАО "ОНПЗ", узнать не удалось – в обеих компаниях не ответили на запросы.

Любомира Ремажевская

МинПром