Крещение Руси - 28 июля 2014 года - 1026 лет

Впервые за последние несколько лет годовщина Крещения Руси пройдет в Украине скромно и без традиционного визита в Киев Патриарха Кирилла. В УПЦ МП, празднование будет скромнее, чем обычно — ведь еще не исполнилось 40 дней со дня смерти Блаженнейшего Владимира, да и ситуация в стране не располагает к большим торжествам.

 

Программа торжественных мероприятий:
27 июля (воскресенье):

     13:00 - праздничный молебен на Владимирской горке;
     17:00 - Всенощное бдение в Свято-Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

28 июля (понедельник):

     9:00 - Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры.

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между добром и злом, а победа Православия подарила Руси тысячелетнюю историю»

Л.Н. Гумилев

Юбилей Крещения Руси - «дата настолько великая и многозначная и несет в себе так много всего, что относится не к одной лишь религии, что составляет историю, искусство, народное мировоззрение и чувствование, народный характер и душу, уклад жизни, традиции, язык; наконец, мораль, духовное звучание мира...
Выбор, сделанный тысячу лет назад князем Владимиром Святославовичем, имел для нашей Родины столь огромные последствия, что у нас сегодня нет возможности приблизиться к их полному осознанию. Это можно сравнить с тем, что, имея землю, Русь получила Небо, а славянин, имея тело, получил душу».

Валентин Распутин

Крещение Господне. Богоявление

Согласно православному вероучению, Крещение - это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

В Евангелии повествуется о том, как к крестившему на реке Иордан, в преддверии прихода Спасителя, Иоанну, пришел креститься и Сам Христос Бог. Иоанн Креститель крестил всех приходивших к нему в знак их покаяния и готовности уверовать в грядущего Мессию. Иисус Христос не имел необходимости креститься в покаяние, и Его Крещение стало историческим моментом Богоявления, когда была явлена вся Святая Троица: из вод Иордана выходил Сын Божий Иисус Христос, с небес голос Бога Отца возгласил: «Сей есть Сын мой возлюбленный..., а Святой Дух сошел на крестившегося Бога Сына в виде голубя. Святая Церковь празднует это событие ежегодно 19 января как день Богоявления.

Господь явил Себя на Иордане, вошел в его воды, и природа встрепетала пред своим Создателем: река стала святою. Великой АГИАСМОЙ - Крещенской ВОДОЙ - становится вода, когда на нее сходит Дух Святой.

Господь Бог обращается к человечеству со словами:«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Б о ж и е » . (Ин.3,5). Поэтому Крещение есть духовное рождение человека.

Величайший дар человечеству - Дар Богоявления, дар Богооб-щения, ибо так велика любовь Божия.

Церковь называет день этот - Днем ПРОСВЕЩЕНИЯ, и просвещение наше, по учению Православной Церкви, состоит в истинном богопознании, боговедении.

Таинство Крещения

Что требуется от того, кто желает креститься?

Покаяние и вера. Поэтому во время Таинства священник просит читать Символ Веры. Аза крещаемых детей могут поручиться крестные, которые для того и существуют в Церкви и обязательны для младенцев. Крестные сами должны быть верующими и достаточно близкими семье ребенка, для того, чтобы реально участвовать в воспитании младенца.

Что надо приготовить к Крещению?

Крестик, который можно приобрести как в храме, так и принести с собой приготовленный ранее. Его в этом случае нужно освятить.

Крестильная рубашка.

Ее одевают после того, как крещаемого окунули в купель. Она должна быть белого цвета как символ чистоты. Это новая одежда души, полученная от Бога в Таинстве Крещения. Во время молитв крещаемые стоят, закутавшись в длинную простыню или покрывало.

Младенцев окунают трижды в купели - специальной чаше, употребляемой в Православии для совершения этого Таинства. На купели устанавливаются и зажигаются три свечи.

Для взрослых крещаемых в храме может быть построен специальный бассейн - баптистерий (от греч. «баптизмо» - крещаю), куда можно погружаться полностью.

Крещение Руси

Принятие христианства для наших предков было подобно обильному весеннему дождю, на который земля отвечает всей красотой своего цветения, благоухания и изобилия.
Киевский князь Владимир принял крещение в 988 г. в городе Херсонес. Пришло на него посещение Всевышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: «Теперь узнал я истинного Бога». Как повествует летописец: «Крестился же он в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуне, посреди града.И дано ему было имя Василий».

Вслед за князем начала креститься и его дружина.

Крещение князя Владимира с боярами и дружиной было началом Крещения всей Русской земли.

Придя в Киев, князь Владимир-Василий прежде всего крестил двенадцать своих сыновей в источнике, получившем навсегда название Крещатик. Вместе с ними крестились некоторые бояре. Одновременно князь повелел сокрушать идолов языческих.

Православные пастыри начали в Киеве всенародные проповеди, призывая людей ко Крещению. Многие охотно принимали христианство, были колеблющиеся, некоторые упорствовали. Возможно это и побудило князя Владимира назначить день всеобщего крещения киевлян. Массовое крещение киевлян было назначено на 14 августа 988 г. К тому месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось людей «без числа». Начался небывалый, единственный в своем роде на Руси всеобщий чин Крещения.

Основные исторические лица

Святой апостол Андрей Первозванный - (I век н.э.)

Почитается первым проповедником христианства на Русской земле.

Согласно Священному Писанию, Андрей был первым апостолом, призванным Иисусом Христом, и потому именуется Первозванным.

По преданию, изложенному в апокрифах и русских летописях («Повесть временных лет» и др.), апостол Андрей с учениками прошел по Днепру и водрузил крест на горе, где позднее вырос Киев. Обойдя многие земли, Андрей Первозванный направился в Скифию - так со времен древнегреческого историка называли земли Приазовья и Северного Причерноморья. Он достиг столицы Боспорс-кого царства (на Керченском полуострове), затем направился к южному берегу Тавриды (современный Крым), оттуда пошел на север, достиг Новгорода и земель на берегу Балтийского моря.

С момента Крещения Руси апостола Андрея Первозванного чтут как святого покровителя страны.

Имя апостола носил высший орден Российской империи - орден Святого Андрея Первозванного, а знаменем военно-морского флота стал Андреевский флаг. В Киеве возведена Андреевская церковь.

Память Андрея Первозванного отмечается 13 декабря и 13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

Аскольд и Дир, киевские князья - (вторая половина IX века)

В Киевском княжестве власть до определенного времени принадлежала потомкам Кия - основателя династии Киевичей, представителями которой также были Дир и Аскольд.
Во время княжения Аскольда и Дира византийский император начал воспринимать Киевскую Русь как государство. Благодаря успешной политике князя Аскольда Киевскую Русь признали и государства Причерноморья.

При князьях Аскольде и Дире началось просвещение русичей христианской верой. Киевские князья Аскольд и Дир первыми среди князей приняли христианство. Этому предшествовали события, сохраненные для нас историей: когда князья с дружиной из варягов и славян разоряли околицы Константинополя, греки обратились с молитвой к Богу о защите. Патриарх Фотий с молитвою опустил в море ризу Богоматери, которая сберегалась во Влахернском храме, и неожиданно шторм потопил корабли русов. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это и было первое, «Аскольдово» Крещение Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Жена киевского князя Игоря - (правил 912-945). Управляла Русью в 945-969 гг.

Княгиня Ольга вошла в историю как одна из основательниц древней Русской державы.

После смерти Вещего Олега на киевский престол вступил Игорь. В летописи под 903 годом сообщается о женитьбе Игоря. Олег, говорит летописец, привел ему жену из Пскова по имени Ольга.

Смерть Олега, известного далеко за пределами Киевской Руси, ослабила молодое государство. Племя древлян отказалось платить дань киевскому князю, полагаясь на неопытность преемника. Извне появились новые опасные враги-печенеги. Но Игорь усмирил древлян и наложил на них еще большую дань, остановил печенегов. Однако сбор большой дани с древлян привел к убийству Игоря. Узнав о смерти мужа, Ольга сама, единолично взяла в руки престол, приготовилась мстить за смерть любимого мужа. Не одни женские чувства руководили ею. Ольга понимала: если бунт древлян останется ненаказанным, то пошатнется власть Киева и только что основанная держава может развалиться.

Поэтому она жестоко отомстила древлянам и сожгла их столицу-город Искоростень.

Отомстив за гибель мужа, Ольга занялась устройством государства. Она объехала все города от Киева до Новгорода и для уплаты дани разделила всю страну на погосты. Слово «погост» (от «гостить») означало место, где останавливался князь, собирая дань.

Установив во всем порядок, Ольга продолжала княжить в Киеве. В 957 году она отправилась в Греческую землю в Царьград и приняла православие, получив в крещении имя Елена. Крестил ее патриарх и дал ей заповеди о церковном уставе, о молитве, о посте, о милостыни и о блюдении тела в чистоте. И благословил ее патриарх дарственным крестом с надписью: «Земля Русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Она благополучно возвратилась в Киев с большими дарами.

По смерти Церковь нарекла ее святою; канонизирована она в чине равноапостольной.

Память равноапостольной княгине Ольге отмечается 24 июля.

Василий II (957-15.12.1025) - византийский император с 976 г.

Византийский император Василий II происходил из Македонской династии. Его соправителем был младший брат Константин.

Василий II сам принимал все решения, сам распоряжался войском и гражданскими делами, управляя не по писаным законам, а по установлениям своей необыкновенно одаренной от природы души.

Царствование его было заполнено изнурительными войнами и жестокими мятежами.

В  976-979 гг. он с трудом подавил мятеж провинциальной землевладельческой знати во главе с Вардой Склиром. Единственной возможностью сохранить за собою трон была быстрая внешняя помощь князя Владимира, за которой Василий II обратился в 987 г. Князь Владимир соглашается, но ставит жесткие условия:

1) Крещение Руси не должно сделать ее официальным вассалом Византии;

2) Владимир женится на сестре императоров - Анне. Как известно помощь князя Владимира сохранила трон Василию II и заставило византийских императоров выполнить условия договора. Анна стала законной (венчанной в церкви) женой князя Владимира, и началось массовое крещение населения Руси.

Святой князь Владимир Великий

(ок. 960-15.07.1015) -князь Новгородский в 969-977 гг. Великий князь Киевский в 980-1015 гг.

Благо народам, которым Господь посылает мудрых и любящих вождей. Таким благодатным даром Божиим для Древней Руси явился святой князь Владимир, мощной рукой пробудивший свое Отечество от языческого сна. Святой князь Владимир - сын великого князя Святослава Игоревича. Мать Святослава, княгиня Ольга, была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир воспитывался в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение.
До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 978 году, вел жизнь язычника. Это был мощный дух, не находивший себе покоя, томимый муками совести, пока Господь не сжалился над ним и не призвал на служение Себе. Князь Владимир испытал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям и остановил свой выбор на христианстве византийского образца. В 988 г. принял крещение в Корсуни и привез в Киев греческих священников.

Киевляне и все русичи были крещены пришедшим из Византии духовенством. В звуках священнических молитв и церковных песнопений дикая языческая страна преображалась в Святую Русь. Так наступил величайший день в истории Отечества - день духовного рождения нашего народа.

Великий князь Владимир, осененный Божественной благодатью, преобразился почти неузнаваемо. Князь сделался миролюбивым и человеколюбивым, всюду являлся не разрушителем, а созидателем, и своим милосердием удивлял даже священников.

«Боюсь греха», - ответил он епископам на их недоуменный вопрос, почему он не хочет казнить преступника.

«Боюсь греха» - этими двумя словами предуказывается весь дух и характер нашей государственности, в основу которой положено было глубокое христианское начало.

Со временем за подвиг крещения Руси, распространения христианской веры, за истинное служение Богу жизнь князя Владимира была приравнена к апостольской, и он был прославлен Церковью как святой равноапостольный.

Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28 июля.

Святой равноапостольный княже Влдимире, насади православную веру среди язык царствл русскаго, неведущих Истиннаго Бога, искорени в нем ереси и расколы, да вси сынове российстии едиными усты и единым сердцем славят Бога. Аминь.

Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси (992 г.)

Нам мало что известно о жизни первого возглавителя Русской Церкви. Исторические источники разноголосят, называя его то сирийцем,то болгарином или сербом и относят его деятельность то ко времени Константинопольского патриарха Фотия (память 19 февраля), радевшего о просвещении славян, то к периоду крещения Руси (998). Но несомненно то, что святитель Михаил личность историческая и пользовавшаяся большим почитанием после своей блаженной кончины. Его нетленные мощи открыто почивали в пещерах Киево-Печерской обители, а затем были перенесены в Великую Пе-черскую церковь (Успенский собор).

Святитель Михаил прибыл из Корсуня в Киев вместе с князем Владимиром в 988 году, после его крещения. Митрополит ревностно распространял христианскую веру и заводил училища везде, где только мог, ниспровергал идолов и строил церкви на Руси. Ему приписывают построение Киево-Злато-верхого монастыря.

На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное миссионерское служение: проповедовать Евангелие, крестить и поучать новообращенных, отклонять от бесстыдных и жестоких идольских обычаев язычников. Известно, что святитель был мудрым, тихим, но в то же время строгим иерархом. Свт. Михаил скончался в Киеве в 992 году. Любопытно совпадение, что небесным покровителем и стольного града Киева и первого Киевского митрополита является архистратиг Божий - Михаил.
Память святителю Михаилу отмечается 13 октября.

Святой князь Ярослав Мудрый

(978-20.02.1054) -сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Князь Ростовский в 987-1010 гг. Князь Новгородский в 1010-1036 гг. Великий князь Киевский в 1016-1054 гг.

Один из творцов русской летописи нашел удивительно точные слова для того, чтобы определить историческую миссию князя Ярослава Владимировича: «Так бывает, - писал он, - некто землю разорит (распашет), другой же насеет, иные же пожинают и вкушают пищу неоскудева-ющую; так же и сей. Ибо отец его, Владимир, землю взорал (распахал) и умягчил, рек-ше Крещением просветив; сей же насеял книжными словесами сердца верных людей; а мы пожинаем, учение при-емлюще книжное». На долю Ярослава и книжников его поры выпала выработка тех нравственных и политических основ жизни общества, которые впоследствии и получили название Русского Православия и которые в значительной степени определяют нашу жизнь и по сей день.

В сознании людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним изустроителей и радетелей Русской земли. Крепким его княжением возвысилась Русь, а умом и старанием прославилась. При Ярославе были построены и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Летописцы назвали Киев времен Ярослава украшением Востока.

При нем был составлен древнейший свод законов - Русская Правда, учреждена Киевская митрополия, были построены три Софийских собора (в Киеве, Новгороде и Полоцке) и написаны древнейшие тексты «Повести временных лет».

Совершив поход в Чудскую землю, Ярослав заложил город Юрьев (ныне Тарту). Основал несколько монастырей: Юрьев под Новгородом, Георгиевский в Киеве. Ярослав установил династические связи с западноевропейскими дворами: его дочь Анна стала королевой Франции.

Впервые Ярослав Мудрый поставил своего митрополита - Илариона, «русского родом». Ставя сам митрополита, он поступал как византийский император. Летопись называла его «самовластцем Русской земли», а позже - царем.

Причислен к лику святых в марте 2004 г. Память святому князю Ярославу отмечается 4 марта.

Владимир Мономах (1053-1125) - великий князь Киевский (с 1113 г.)

Один из самых образованных людей Европы ХII века. Княжил в Ростове, Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 г. призван киевским дворянством на княжение. Предпринял 83 «великих похода». По материнской линии внук Византийского императора Константина IX Мономаха, Владимир, согласно преданию, получил от своего деда шапку Мономаха - символ верховной власти (по-гречески слово «мономах» означает «самодержец»).

Около 1117 г. написал «Поучение», обращенное по его словам, к «детям и иным, кто прочтет», в котором призывал крепить единство Русской земли. Дополнил Русскую правду рядом статей: о должниках, ростовщиках, холопах, а также о расследовании убийств и др.

Владимир заложил несколько Успенских соборов: в Киеве, Смоленске, Суздале, Чернигове, Владимире. По наблюдению Д.С. Лихачева, одинаковые по посвящению (Успение Богородицы), расположенные в разных концах страны, храмы были необходимы для «преодоления пространства», закрепления единства Руси.

Святой преподобный Нестор Летописец (вторая половина XI - начало XII в.)

Монах Киево-Печерского монастыря, летописец. По словам Н.М. Карамзина, «прозванный отцем Российской истории; одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские Хроники,записки церковные, и сделался первым Летописцем отечества».

Автор житий Бориса и Глеба («Чтение о житии и о погубле-нии блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба»), Феодосия Печерского («Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского»), создатель первоначальной редакции «Повести временных лет» Н.М. Карамзин писал: «Нестерова летопись есть сокровище нашей истории
как по своей древности, так и по некоторым характерным чертам, важным, лучезарным, для прозорливого историка.

Например, краткая речь князя Святослава к его дружине перед битвою с греками не есть ли достаточное, славное изъявление древнего русского мужества и народной гордости?

Память преподобному Нестору отмечается 9 ноября.

«Повесть временных лет»

Это первая русская летопись, написанная Нестором, монахом Ки-ево-Печерского монастыря около 1113г., дошедшая до нас в составе двух более поздних летописных сводов: Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

В «Повести временных лет» история Руси описывается на фоне всемирной истории. Здесь даются сведения о происхождении славянских народов, о возникновении славянской письменности, об отношениях с Византией, об основах христианской религии и т.д. Одно из центральных мест занимает рассказ о крещении Руси, обстоятельно излагается завещание Ярослава Мудрого, определявшее политический строй Киевской Руси.

В составе «Повести...» (по Лав-рентьевскому списку) содержится «Поучение» Владимира Мономаха.

По словам Д.С. Лихачева, для своего времени это была своеобразная историческая энциклопедия. «Повесть временных лет», - отмечает Лихачев, - явилась не просто собранием фактов русской истории и не просто истори-ко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

«Повесть временных лет» - большая книга. Много в ней и нравоучительных рассуждений и юмора. Но главное для автора «Повести» - Русская земля, ее процветание и единство, не ограниченное только пределами Киевского княжества. Стихийные бедствия, набеги печенегов и половцев, а главное - бесконечные распри князей вызывают у него гнев: за что Господь карает Русь? «Да никто не дерзнет сказать, что ненавидимы мы Богом!.. Потому ведь и сильнее разгневался на нас, что больше всех почтены были и хуже всех совершили грехи».

Важно, что летописец, несмотря на всю разрозненность древней Руси XII века, несмотря на нескончаемые княжеские родовые счеты и усобицы, является в «Повести временных лет» не киевским иноком, не черниговцем и рязанцем, а простым русским человеком, вполне сознающим, что и Киев, и Рязань, и Чернигов, и Новгород — только части одной Русской земли, только дети одной матери.

«Повесть временных лет» всегда была и всегда будет кладезем поэ-тичнейших сюжетов. Ими пользовались: Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Лесков, Лев Толстой, Алексей Толстой, Алексей Ремизов.

Навсегда стал Нестор олицетворением тех, для кого минувшее подобно морю-океану - «событий полно»...

Галина Ляхова

 

70-летие Победы: украинское измерение или государственная шизофрения
Кто на самом деле ведет войну против украинского народа?
Западные кредиторы и грядущие бунты на Украине
Что связывает НАТО и политические убийства на Украине?
Почему мир не протестует против легализации упырей из УПА?
comments powered by HyperComments
Новости СМИ2
Погода, Новости, загрузка...